Под семью замками. Как уберечь авто от угона

Угоны авто — это вечная тема, никогда не теряющая своей актуальности. При этом, угоны — это очень щепетильная тема, писать о которой предельно честно и максимально глубоко практически невозможно. Почему?

Мы запланировали написать эту статью на фоне новостей об ухудшении криминогенной обстановки в соседних регионах страны. Например, после нового года резко увеличилось число хищений авто в соседней с нами Новосибирской области. К счастью, в Красноярском крае дела обстоят гораздо лучше – последние годы статистика угонов идет на спад. Пусть так будет и дальше. 

Угоны авто — это вечная тема, никогда не теряющая своей актуальности. При этом, угоны — это очень щепетильная тема, писать о которой предельно честно и максимально глубоко практически невозможно. Почему? Потому что рано или поздно пытливого человека дорожка приведет совсем не туда, куда он рассчитывал. Туда, где хоть кого-то обвинить не сможет ни один практикующий прокурор Красноярска, а за неосторожные предположения дают реальные сроки. С другой стороны, часть вины за угон всегда лежит на владельце и кроется в небрежном отношении к вопросу безопасности машины.

Несколько лет назад я имел необычное, ни к чему не приведшее тогда интервью. На пассажирском кресле моего авто сидела девушка — зареванная, растерянная и злая. «Пожалуйста, не включайте диктофон, — попросила она. — Интервью не получится, давайте просто поговорим».

Изначально в наших планах было написать заметку в газету — напечатать фото угнанной машины, придать огласке случившееся и попросить читателей о помощи в поиске пропажи. Мы бы так и поступили, если бы не одно «но».

Тремя днями ранее глубокой ночью под окном квартиры моей новоиспеченной знакомой сработала сигнализация ее машины. Разбуженная сиреной, ничего не понимающая сонная девушка вышла на балкон. Бегло осмотрев двор и убедившись в том, что все в порядке, при помощи брелока она сняла, а затем повторно поставила автомобиль на охрану.

Через полтора часа, проснувшись по будильнику, муж нашей героини обнаружил, что под окнами машины нет. Случилась беда, настоящая гнетущая беда — угон. Предыдущие два года молодая семья обходилась без отпусков и дорогостоящих покупок — ребята копили на свой первый приличный автомобиль. Но по воле злого рока они даже не успели привыкнуть к своей дорогостоящей покупке. На влажном, потемневшем от ночного дождя  асфальте белел сухой прямоугольник опустевшего парковочного места.

И вот, за час до нашей встречи девушке позвонил человек, представившийся частным детективом. Из короткого разговора следовало, что за круглую сумму, составлявшую около трети от коммерческой стоимости угнанного авто, детектив был готов найти пропажу. Но откуда, черт побери, этот человек мог узнать о беде ребят и их номера телефонов? Учитывая, что потерпевшие не подавали никаких объявлений и успели разве что написать заявление в милицию (тогда еще милицию)?

Девушка строила предположения и рассказывала мне о страшных коррупционных мифах, которые ходили по гулким коридорам ее конторы. Она откровенно боялась найти свою машину сожженной, зная, чем, скорее всего, кончится ее нежелание оплачивать услуги неожиданно нарисовавшегося частного детектива или публичная огласка конкретного случая, марки и модели похищенного авто. Поэтому мы отменили публикацию материала. А через пару недель нанятый нашей героиней частный детектив  «совершенно случайно» нашел автомобиль, похищенный прямо из-под окон спальни владельцев.

Даже при таком раскладе девушке очень повезло. Далеко не факт, что предложение о выкупе угнанной машины принесет плоды, даже при внесении денег. Очень велик шанс быть повторно ограбленным, наткнувшись на мошенников, которые просто наживутся на вашей беде и ничего не вернут, т.к. ничего и не знают. Десятки скотин выуживают деньги из людей по этой схеме, работая параллельно с реальными вымогателями и ворами. Стоит вам только подать объявление в газету или написать о пропаже в сети, как сразу же на горизонте появятся «знающие люди». Самое поганое, что сложившееся положение дел по умолчанию гробит репутацию тех немногих настоящих частных детективов, что реально занимаются поиском пропаж.

Как вести себя в такой ситуации? Я бы предложил писать заявление и не идти на диалог с бандитами. Если все будут поступать именно таким образом, популярность схемы с вымогательством пойдет на спад. Глядишь, еще и раскрываемость преступлений увеличится.

«Эти угонщики как на работу ходят — их никто не поймает, у них все схвачено, куплено и поделено» — делилась своими соображениями героиня. «Вот откуда этот детектив узнал мой номер? Тут же к бабке ходить не надо, все ясно как белый день!».

И так далее — предположение за предположением, ее рассказ вел меня к простой и надежной мысли: лучшее лечение — это профилактика, беду проще предупредить, чем с ней бороться. Статистика совершения и раскрытия подобных преступлений имеет свои закономерности.

Лишь небольшой процент пострадавших сможет снова увидеть угнанный автомобиль. В большинстве своем речь идет о дешевых тачках, угнанных без цели хищения. Тут давайте проведем небольшую черту и разграничим понятия.

То, что мы в быту объединяем общим словом «угон», с юридической точки зрения может трактоваться как ст. 158 УК РФ (кража — хищение чужого имущества с целью финансовой наживы) и как ст. 166 (неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения). Если первый вариант карается реальным тюремным сроком, то со второй статьи довольно легко «соскочить» на условный срок. Очень редки случаи поимки угонщиков, которым выдвигаются обвинения по статье «кража». Это требует большой доказательной базы и планомерной разработки, подтверждающей мотив финансовой наживы. Да, недавно мы публиковали новость о том, что в Красноярске был задержан и осужден главарь банды угонщиков, похищавших дорогие иномарки. Человек получил 8 лет, из которых, скорее всего, реально просидит порядка пяти и выйдет по УДО. Сообщники главаря получили условные сроки.

Также в феврале в Красноярске осудили небольшую и довольно нелепую группу похитителей — взрослые седовласые мужики в возрасте от 45 до 50 с лишним лет угоняли УАЗы с целью перепродажи неприхотливых внедорожников по бросовым ценам и без документов на лесодобывающие предприятия Иркутской области. Суд приговорил троих обвиняемых к лишению свободы на срок от 3 до 4 лет. Было бы иронично, если осужденных отправили на тот же лесоповал, куда они угоняли ворованные УАЗики.

Так вернемся к статьям УК РФ — почему эту информацию важно знать? Просто для осознания сложности доказательства намерения наживы и понимания того, откуда у профессиональных серийных угонщиков берется наглость и ощущение безнаказанности.  Будучи пойманным прямо за рулем угнанной машины, скорее всего, человек получит лишь условный срок. Просто выбрав защитную позицию — «я хотел покататься».  Я утрирую — безусловно, все несколько сложнее, но в общих чертах линия поведения угонщиков выглядит так.

Из всего озвученного выше стоит сделать один важный вывод — в плане безопасности автомобиля стоит рассчитывать только на самого себя. Если ваш автомобиль был похищен профессионалами, очень невелик шанс того, что машина будет найдена и бесплатно возвращена.

Методика угона популярных моделей довольно проста и строится на безответственном отношении к безопасности авто самого владельца машины. Запомните простую вещь — примерно за 5000 УЕ в интернете на легальных основаниях любой человек может купить универсальный «код-граббер», считывающий и ломающий сигнал большинства популярных охранных комплексов бюджетного класса.

Владельцу такого устройства для угона автомобиля с простой диалоговой сигнализацией потребуется лишь оказаться в радиусе сотни-полутора сотен метров в момент, когда вы посылаете с собственного брелока машине сигнал о постановке в режим охраны.  Именно по этой причине для угона машины нашей героини, о которой шла речь в начале статьи, угонщикам потребовалось вызвать срабатывание сигнализации.

Естественно, что сонный человек захочет выключить сирену, для чего пошлет сигнал о снятии и повторной постановке машины в режим охраны. Все — сигнал пойман. Сидя в припаркованном неподалеку тонированном авто или стоя под козырьком подъезда, угонщик получил код доступа к нужному ему автомобилю. Через несколько минут он откроет двери машины с той же легкостью, как если бы был ее владельцем — просто нажав на кнопку собственного универсального брелока. После остаются считанные секунды до того, как машина уедет — вору остается лишь сломать замок зажигания и завести машину.

С небольшим отступлением от сценария, эта схема воспроизводится днем на стоянках гипермаркетов, на подземных парковках, на крупных стоянках в центре города. Преступнику достаточно считать сигнал о постановке вашей машины в режим охраны. Для этого он просто должен находиться рядом — сидеть в сотне метров от вас и следить за своим миниатюрным код-граббером. На все про все у профессионального угонщика уходит менее одной минуты. Как говорят опытные сотрудники МВД, редко когда на угон машины преступник тратит более двух минут.

В принципе, сломать можно любую охранную систему. Но чем более трудоемким окажется процесс взлома конкретного авто, тем меньше шанс того, что преступник доведет начатое до конца.  На вас работает правило «угон длится не боле двух минут». Отсюда следует простой вывод — уберечь от угона поможет использование нескольких типов охранных устройств либо сложная профессиональная противоугонная система, делающая быстрый угон невозможным.

Давайте быстро пробежимся по типам дополнительных охранных систем.

Наиболее распространенными являются электронные противоугонные системы — сигнализации с диалоговым кодом. Фактически надежности таких охранных комплексов хватает как раз на то, чтобы уберечь машину от пьяной шпаны, которая может захотеть прокатиться на вашем авто. Как мы уже сказали, для профессиональных угонщиков, вооруженных технологичным граббером, такая охранная система проблем не составляет.

Безусловно, это не повод от них отказываться — датчики удара, проникновения и сирена честно отрабатывают свои задачи. И хорошо если помимо центрального блока, охранный комплекс будет располагать интегрированными в штатную проводку блокировками.  Такие меры помогут против грамотных угонщиков, не располагающих граббером, но имеющих хорошие навыки в автоэлектрике и вооруженных взламывающим воротком, отверткой и пассатижами.

Чуть лучше, чем обычная диалоговая сигнализация, от угона защищает комплекс сигнализация + иммобилайзер. Хотя, если речь идет о штатной охранной системе, в большинстве своем они хорошо изучены и не представляют проблем для профессиональных угонщиков. Если речь идет о спланированном угоне, у преступников есть комплекс мер, позволяющих решить задачу — от заранее подготовленных устройств для перепрограммирования штатных настроек до альтернативных мозгов и приборных панелей с датчиками иммобилайзера.

Есть еще один момент — часто сами владельцы выключают штатный иммобилайзер при установке недорогой диалоговой сигнализации с обратной связью и прогревом. Называя вещи своим именами — это колхоз. Сэкономив несколько тысяч рублей на полноценном совместимом охранном комплексе, недальновидный автолюбитель фактически открывает двери для преступников, предельно упрощая им задачу.

Наиболее сложными для взлома и надежными по статистике совершенных угонов являются спутниковые охранные системы. Машины с такими системами практически не угоняют — зафиксированы единичные случаи угона по всей стране. В зависимости от производителя, такие сигнализации имеют ряд особенностей и функций. Но основной принцип работы такого охранного комплекса заключается в возможности подробного дистанционного мониторинга состояния машины и предельно точной геолокации датчиков охранного комплекса. Все данные о месте положения и показаниях машины дублируются как владельцу машины, так и на пульт охранной службы. Грамотный спутниковый охранный комплекс интегрирован в штатную проводку машины и постоянно отправляет на пульт ЧОПа данные о том, где сейчас находится машина и что с ней происходит. Любая сработка (перемещение машины в пространстве во время включенного режима охраны, сигнал об ударе, проникновении и пр.) тут же отображается на мониторе у оператора. Сразу же по поступлению такого сигнала оператор обязан позвонить владельцу машины и узнать, в курсе ли он, что сейчас происходит с его автомобилем. Если вызов пришел по ошибке (человек сам забыл снять машину с охраны, в дверь прилетел футбольный мяч или машину эвакуируют городские службы за неправильную парковку), никаких действий не предпринимается. Во всех остальных случаях диспетчер имеет возможность дистанционно заблокировать двигатель авто и отправить на вызов (в точку нахождения машины) группу оперативного реагирования.

Спутниковые системы имеют ряд других полезных функций, о которых я не рассказал, но нам важны не детали, а общий принцип. Факт в том, что при наличии датчика геолокации (одного или нескольких) и возможности дистанционного детального мониторинга состояния авто, угон такой машины теряет смысл и становится крайне рискованным мероприятием.

Такая машина запросто может оказаться «живцом», который выведет сотрудников МВД на «отстойник» с несколькими десятками таких же похищенных машин. Кстати, в нашем городе случались подобные случаи.

Несколько лет назад владелец авто с подобной системой не оплатил абонентскую плату и был отключен от пульта. В этот период машину угнали. Оплатив задолженность, и повторно активировав геолокационный датчик, владелец машину узнал, где стоит его пропажа. Сразу же на место стоянки выехала группа бравых молодцов в масках и с автоматами. Автомобиль был возвращен.

Минус спутниковой охранной системы — дороговизна установки и наличие ежемесячной абонентской платы за услуги ЧОПа. Плюс — высочайшая надежность и скидки по КАСКО во многих страховых компаниях страны. Часто случается, что сумма скидки КАСКО перекрывает стоимость установки и обслуживания такой охранной системы. Но это имеет смысл, если речь идет о новом премиальном авто.

Более доступными средствами защиты от угона являются дополнительные механические блокираторы АКПП, капота и руля. Это неплохое средство защиты, работающее в комплексе с электронными противоугонными механизмами. Но тут есть одна оговорка — станет ли подобная защита помехой для угонщика, опять же зависит от его квалификации.

Возможно, такие устройства спасут вашу машину от спонтанной спешной попытки угона, выполняемой днем, без предварительного изучения вашего авто и подготовки. Но как любой массовый продукт подобные замки хорошо изучены профессионалами и в массе своей отмыкаются менее, чем за минуту. Исключения составляют лишь нестандартные решения, сделанные местными «Левшами». Но такого левшу еще найти надо и при этом быть уверенным, что найденный умелый «дядя Вова» сам не имеет отношения к профессионалам криминального мира.

Еще одним действенным видом угона является нанесение противоугонной маркировки на детали машины. Фактически вы ставите несмываемые знаки отличия на все детали, потенциально интересные угонщикам, специализирующимся на перепродаже или разборе угнанных авто. Став номерными, такие запчасти легко пробиваются по специальной базе. Сокрытие противоугонной маркировки очевидно и трудоемко, что делает вашу машину даже менее привлекательным объектом для угона, чем авто с аэрографией.

Установив даже самую качественную охранную систему, не стоит обольщаться по поводу безопасности своего авто. Никуда не делся примитивный, но действенный способ грабежа. Вас могу выманить или выкинуть из уже заведенной машины.

Есть сюжеты, при которых водителя провоцируют выбежать из машины. Допустим, на светофоре к вам в машину вламывается какой-то плюгавый придурок, хватает вашу сумку и бросается наутек. Естественной реакцией водителя будет броситься  вдогонку. Конечно же, машина остается заведенной и открытой. Сообщник грабителя просто садится в открытый автомобиль и уезжает на вашей машине со светофора. Вместо «барсеточника» может быть убогий попрошайка, открывший дверь вашей машины и плюнувший вам в лицо. Сценариев масса, но общее в них одно — заставить вас покинуть салон заведенной машины.  Некоторые ребята действуют менее изощренно — они просто вламываются в заведенные машины и под угрозой физической расправы (например угрожая оружием) грубо десантируют водителя на проезжую часть.

Отсюда делаем вывод — если вы дорожите своим автомобилем, и ваша машина потенциально представляет интерес для угонщиков, запирайте двери изнутри сразу же после посадки в машину. Даже если вы крупный и вооруженный мужик, а в вашу дверь стучит милая незнакомка с цветами, не открывайте ей дверь сразу. Достаточным будет слегка опустить стекло (так, чтобы щель оказалась выше уровня ваших глаз) и выслушать, чего от вас хотят. Мошенники постоянно придумывают новые сценарии и модернизируют старые.

Безусловно, ни одна противоугонная система и самое осторожное поведение не даст вам стопроцентной гарантии от хищения машины. Всегда есть доля процента, определяющая вашу степень риска. Но в ваших силах уменьшить этот шанс. Будьте осторожны, осмотрительны и удачи вам.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *