Женщины и автомобили

Когда же мир изменится, и мы престанем воспринимать словосочетание «дама за рулем» с оттенком иронии?

В преддверии праздника весны и красоты мы посвящаем этот материал нашим любимым женщинам. 

Каждый день из подъезда моего дома выходит некто жена и садится за руль своего автомобиля. Это нормальная бытовая сцена, привычная для доброй половины мужчин. Наши жены, подруги, сестры и даже некоторые матери водят машины. Женское лицо за рулем автомобиля стало настолько привычным зрелищем, что ни у кого уже подобная ситуация не вызывает удивления. Почему же мы думаем, что женщины ведут себя за рулем как-то иначе?

Скорее всего, корни этого заблуждения уходят в годы перестройки и сложившуюся экономическую ситуацию. В советские годы автомобилей было просто мало, а те, что были, требовали от водителя недюжей физической силы и крепости духа.  Большинству женщин тяжело повернуть руль в автомобиле, не оборудованном гидроусилителем. Моя жена училась водить в автошколе, практикуясь на автодроме за рулем видавшей виды копейки. Это сделало ее сильнее. Теперь она может самостоятельно откручивать крышки у банок с консервами. Можно предположить, что советские женщины не водили потому, что их просто берегли. Хотя, это вовсе не так. В Советском Союзе находились бравые дамы-шофера.

После перестройки появились относительно доступные иномарки, оснащенные всеми благами, включая тот самый заветный гидроусилитель, АКПП и даже макияжное зеркало в солнцезащитном козырьке. Сперва такие машины мужчины покупали себе, и лишь затем своим женам.

Тренд на массовое получение женщинами водительских прав наметился лишь к началу 2000-х. Можно пофантазировать — стереотип сложился вовсе не из-за того, что женщины повально тупят за рулем, а из-за того, что они просто начали водить позже, чем основная масса мужчин. Сомнительное предположение, конечно. Но я старался!

Да, многие женщины тупят за рулем именно из-за того, что они женщины. Чем выше в крови человека уровень прогестерона, тем сложнее уму даются упражнения, требующие ориентации в пространстве. Типичный мужской мозг лучше обрабатывает пространственные задачи. Это связано с тем, что мужчины по природе своей охотники.  Эволюция наделила нас навыками слежения за быстро бегущей целью. При этом мы способны удерживать другие объекты в области периферического зрения (дружественные охотники, бегущие за целью вместе с тобой).
Среднестатистический мужчина менее склонен к топографическому кретинизму опять же в силу физиологии.

Мы запоминаем пространство целиком, выстраивая в своей голове карту, тогда как дамы ориентируются в городе, припоминая какие-то важные маркеры. Путь женщины домой походит на что-то вроде « вот, сейчас мы проедем дом с розовым балкончиком, потом будет этот отвратительный баннер с белозубой бабой, после едем еще чуть-чуть и поворачиваем прямо перед синим цветочным павильоном». В этом плане мужчинам проще: «едем два квартала прямо, поворачиваем на большом перекрестке (название улиц) направо, едем по (название) еще метров пятьсот — до второго отворота на право, во дворы. А там до второго подъезда (адрес)».

Помимо проблем с координацией в пространстве, сложности управления автомобилем добавляет то, что многие дамы водят автомобиль в обуви на высоких каблуках, на ходу пользуются макияжным зеркалом и ведут машину только одной рукой, потому что другой они держат около уха телефон.

Милые дамы-водители, простите нас за то, что мы все время пытаемся вас подколоть. Честно сказать, дело вовсе не в том, что вы плохо водите. Просто шутки в стиле «женщина за рулем — как обезьяна с гранатой» стали частью нашей культуры и менталитета. От этого нам всем никуда не деться. При этом, мы признаем ваши сильные стороны и ваши заслуги в формировании автомобильного мира.

На самом деле, если бы не женщина, скорее всего, первого серийного автомобиля могло бы и не появиться.
Помните такого дядьку — механика и инженера Карла Бенца? Того, который основал первую марку автомобилей – Mercedes-Benz? Первый изобретенный автомобиль Карла стал известен на всю германию благодаря отчаянной поездке, предпринятой за рулем машины его женой – Бертой. В один прекрасный день Берта вместе с малолетними сыновьями решила проведать родственников, живших в соседнем городке. Приятная поездка первого бензинового автомобиля была омрачена несколькими поломками и полным отсутствием автомобильной инфраструктуры. О чуде, изобретенном семейством Бенц, в первую очередь узнали все аптекари, к которым по пути к родственникам, в поисках бензина заехала Берта.

Целое шоу с раздеванием Берта устроила из-за поломки засорившегося бензопровода, который пришлось чинить шпилькой, прежде крепившей декоративную шляпку к волосам, а перетершийся провод зажигания пришлось изолировать и перевязывать резинкой из чулок. Чуть позже разорванные в клочья кожаные тормозные накладки был вынужден чинить местный сапожник, рассказавший о чуде техники всем достопочтенным мужчинам округи, так же, как это сделали все аптекари, продававшие Берте бензин, и случайные зеваки, следившие за снятием Бертой чулочной подвязки и заколки.

Тридцатью годами позже — в начале 20-го века — автомобили добрались до США, где женщины с самого начала осваивали их наравне с мужчинами.

В 1905 году некая Джоан Ньютон Канео стала первой женщиной-автогонщиком. Думаю, Екатерина Седых (стабильный призер топ 8 пилотов RDS) должна повесить фотографию этой дамы на двери своего гаража.
Спустя 10 лет, в 1915 году, отчаянная Уильма Расси стала первой женщиной-таксистом. Еще сто лет тому назад, по Нью-Йорку колесила дама на желтой машине с шашечками! А мы до сих пор думаем, что ошиблись машиной, когда за рулем автомобиля такси обнаруживаем хрупкую женщину. Конечно, лучше бы женщинам не заниматься частным извозом. Такая работа требует физической силы и силы духа. Только рядом со слабым мужчиной или без него женщина вынуждена становиться сильной.

Но, даже находясь рядом с сильными мужчинами, из чистого азарта женщины могут всерьез увлечься автомобилями. Но пусть это будут дорогие и спортивные машины. Например, дочь президента США Теодора Рузвельта — Элизабет Рузвельт — прославилась и очень гордилась своим одиночным путешествием, предпринятым ею из Ньюпорта до Вашингтона. Это 650 чертовых километров пути, которые хрупкая девушка совершила по отвратительным гравийным дорогам довоенной США, сидя за рулем машины без кондиционера, гидроусилителя руля и даже без элементарных дворников!

О том, что дворники изобрела женщина, мы с вами тоже отлично знаем, так что, давайте не будем обмусоливать этот общеизвестный факт. Вежливости ради, вспомним имя – ее звали Мери Андерсен. И она была молодцом. Спасибо Тебе, Мери! Но вернемся к теме знаменитых дам, управлявших машинами на заре эпохи автомобилестроения.

Наша соотечественница, княгиня Долгорукая, гоняла между городами за рулем еще до того, как в США это стало мейнстримом.  Госпожа Софья Алексеевна Долгорукая еще в 1911 году приняла участие в «двухсотверстовой гонке с препятствиями по проселочной дороге» между Киевом и Петербургом. Можете представить себе эту гордую широкозадую бабу, восседавшую в мехах за рулем скрипящего кабриолета Делоне-Беловиль. И будете неправы. Софья была изящна и хороша собой. Кстати, она почти победила в той гонке, но доехать до финиша не позволил досадный случай — один из участников гонки на стоянке въехал в радиатор ее припаркованной машины. Заметьте — виноват в аварии был мужик!

Софья Долгорукая в молодости (портрет) и в старости — за рулем английского такси. 

Кто бы мог подумать, что благородная автогонщица вскоре повторит судьбу Уильмы Раси — после революции устроится на работу в компанию такси. К чести Софьи, надо сказать, что она была очень деятельной и прочной особой.

Потеряв первого мужа (сослан и расстрелян), уже при власти Советов, княгиня вышла замуж повторно-за князя Петра Волконского. В начале 20-х годов советская влатсь решила посадить и второго мужа Софьи.  Но деятельная женщина смогла вызволить мужа из тюрьмы и увезти с собой в Лондон.
Так и жили в Англии до 40-х годов – она работала в такси, а князь подрабатывал переводами.

Вообще в период становления автомобилестроения на горизонте регулярно появлялись азартные и успешные дамы-гонщики, способные тягаться наравне с умелыми мужиками.
Например, победительницей европейского Гран-при 1927 года стала чешская автомобилистка Элизабет Юнек. Правда русские женщины после революции больше не появлялись в числе участников европейских автоспортивных соревнований – не до того было, сидя за рулем тракторов пахали целину и строили коммунизм.

Правда в стремлении доказать Западу превосходство советской идеологии наши дамы совершили пару любопытных автопробегов. Так, в 1936 году целая команда советских дам за рулем автомобиля ГАЗ-А преодолела расстояние в 10 000 километров.

Участницы автопробега

Героизма подвигу добавлял тот факт, что порой не дамы ехали за рулем авто, а машина перебиралась через хляби и буераки на плечах хрупких женщин. Эти бабы были сделаны из стали. Именно такие женщины помогли мужчинам победить во Великой Отечественной войне, взвалив на себя всю тяжесть тыловой работы на обеспечение фронта всем необходимым.

Маршрут пробега

Хрупкие женщины садились за руль автомобилей и рабочей техники, кранов и поездов в обезлюдевшей послевоенной стране, когда в некоторых регионах на одного мужика приходилось по пять овдовевших баб. Женщины могут и умеют сидеть за рулем. Женщины могут летать в космос и вести армии в бой. Женщины могут делать практически все, что и мужчины, просто делают это немного иначе.

Да, можно сколько угодно шутить по поводу того, что ни когда женщина не сможет победить в гонках Формула-1. Да, было несколько безуспешных попыток, и лучший результат сезона женщины в Королевских гонках — это 0,5 очка. Да, забавно — можно пошутить по этому поводу. Мозг женщины многозадачен, что и требуется от лучших пилотов. Но женской природе чужд мужской смертельный фатализм. Нормальная женщина дарит жизнь и не готова играть со смертью. Не стоит забывать, что некоторые вещи мы не можем делать просто в силу половых различий.

Вы знали, что не бывает женщин-пилотов боевых истребителей? Женский организм просто не выдерживает таких перегрузок. Да, женщинам не стоит поднимать тяжести. И это нормально — так же, как и то, что мужчины не могут кормить грудью, рожать детей. Пытаться уравнять женщин и мужчин — это самое бесполезное и глупое, что мы можем делать.
Оставим эти попытки европейским феминистам. Как хорошо, что русские женщины не оскорбляются тому, когда перед ними открывают дверь или при выходе из транспорта предлагают руку.
Пусть тема женщины за рулем остается поводом для шуток — ведь это не со зла, а просто следствие существования в нашей культуре нормальных гендерных ролей. Да и как можно всерьез злиться на женщину?

Женщины — это самое прекрасное, что есть в нашей жизни. Ради женщин нормальный мужчина продолжает развиваться и преодолевать себя всю жизнь. Женщины наполняют нашу жизнь смыслом, любовью и добротой.

И мы отлично понимаем — все, чего в этом мире достигают мужчины, они делают ради своих женщин.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *