ПТС и все о нем

В средние века людям жилось хорошо. Когда тебя спрашивали «Кто таков?», достаточно было уверенно ответить «Илья Муромец!», чтобы проблема распознавания лиц разрешилась сама собой.

В крайнем случае, добавить хук справа или колющий мечом. А на телегу вообще никаких документов — моя, и все тут. Хочешь верь, а не хочешь — кольчугу надел? — проверь.

Цивилизация прибавила сложностей. Сейчас обладатель автомобиля обязан получить на машину паспорт. Потому что автомобиль со своим хозяином стал участником не только имущественных («Чей джип?»), но и правовых («Превысили скорость на 90 км/ч, выйдите из машины!») и даже уголовных отношений («Старушку вы переехали? Пройдёмте с нами!»).

Сегодня мы в деталях объясним, что такое паспорт транспортного средства (ПТС) и зачем он нужен.

Я достаю из широких штанин…

Как и паспорт для человека, ПТС для машины означает идентификацию, учет, исходные данные. Не путайте ПТС и небольшую пластиковую карточку, которую вы обычно носите вместе с водительскими правами в портмоне — та штука называется СТС (свидетельство о регистрации транспортного средства). Разница? Если попросту — СТС гораздо короче и проще по содержанию, его данные неполны. В каком-то смысле, карточку СТС придумали, чтобы не возить повсюду габаритный бланк ПТС (он бумажный, рвется, и слишком важен, его нельзя терять) и… чтобы в карман помещалось. При утере поменять пластик СТС нетрудно — был бы в наличии ПТС. Но наоборот так просто вряд ли получится…

Тем не менее, карточка СТС почти во всех ситуациях, не связанных с продажей или дарением авто, отлично заменяет «взрослый паспорт». Ведь при регистрации авто ГИБДД выдает СТС с теми же номерами, что и исходный ПТС. Так удобнее платить всякие штрафы, налоги, сверяться с базами по угону и т.п.

Наличие СТС позволяет вам НЕ возить с собой в машине полный бланк ПТС, на постах ГИБДД сам ПТС не требуется.

Надо сказать, что оба документа печатаются на государственных бланках, неплохо защищенных от подделки голограммами и водными знаками. Как и наши родные рубли, кстати. И в том, и в другом случае подделка — дело сложное и преступное, но… возможное. Поэтому, разглядывая чужой ПТС, попробуйте, например, визуально сравнить его с каким-то другим (про который точно известно, что он подлинный).

А если вы не специалист по гербовым бланкам, то вряд ли отличите настоящий ПТС от поддельного. Это смогут сделать сотрудники ГИБДД или эксперты специализированных пунктов купли-продажи авто. К ним-то и нужно обращаться, не полагаясь на честные голубые глаза продавца.

Какие важные сведения указываются в ПТС?

Прежде всего, тип транспортного средства (грузовик, автобус, легковой и т.п.), марка и модель машины, объем двигателя, мощность, экологический класс — и другие технические характеристики. Естественно, год выпуска. Цвет кузова, между прочим. А также заводские номера двигателя и шасси (и/или уникальный VIN-код кузова, данный ему изготовителем, что по сути то же самое, служит тем же целям идентификации).

Во-вторых, ПТС нужно для определения владельца. Для этого предусмотрен раздел, где явным образом проставлены ФИО владельца, данные его (гражданского) паспорта и подпись. В российском бланке ПТС сделан «запас» на 6 таких разделов, т.е. один бланк ПТС может использоваться последовательно шестью различными хозяевами. Седьмому уже придется ехать в ГИБДД менять бланк ПТС (а старый — утилизировать).

И в третьих, по ПТС можно определить, является ли этот паспорт для машины первичным. Поясним. Если в графе «Место, адрес и дата выдачи документа» указан завод-производитель (когда машина местная, родом из ВАЗ в Тольятти, Ford из Всеволжска, Mazda — «Соллерс» из Владивостока, и т.п.) или конкретная таможня (когда машина ввезена из-за рубежа, растаможена) — то автомобиль, очевидно, всю свою российскую жизнь ездит по «родному» ПТС. Это хорошо, это один из признаков юридической чистоты.

Но если указано, что ПТС выдало отделение ГИБДД (не важно, где) — это значит, что первичный ПТС утерян или украден, сгорел-порвался, или произошли еще какие-то правовые накладки с документами машины. Конечно, ПТС, выданный заново ГИБДД — вполне законный документ. Но не исключены случаи, когда за машиной тянется мутный след каких-то проблем, угонов, переуступок банкам и т.п. Иногда сами сотрудники ГИБДД могут допустить ошибку при дублировании ПТС. Одним словом, первичный ПТС (оригинал) все-таки лучше, безопаснее.

Осторожно, ПТС!

По количеству владельцев, указанных в ПТС, можно сделать кое-какие выводы и о техническом состоянии авто. Если владелец (с завода или с таможни) только один, а по внешним признакам машина ухоженная, исправная — есть большая вероятность того, что с автомобилем обращались хорошо. Возможно, даже с пробегом под 150 000 км такое авто еще долго послужит своему будущему хозяину. Хотя это и не отменяет необходимость провести диагностику подвески и агрегатов.

А вот если вы покупаете семилетнее авто с пробегом 50 000 км, у которого сменились пять владельцев, масса «коцок» по кузову (или признаки перекраски), моторчик тарахтит — берегитесь, скорее всего, пробег скручен, а машину гоняли и в хвост и в гриву. Тем более вас должно насторожить, если ПТС не родной, а выдан ГИБДД взамен утерянного. Всякого рода дубликаты ПТС — сигнал повышенной опасности мошенничества и повод для дотошных проверок юридической чистоты авто в ГИБДД.

И даже если ПТС «чист», а ГИБДД дает зеленый свет — все равно, четверо- пятеро владельцев на один автомобиль не сделают его более исправным. Ведь в таком случае, скорее всего, машину брали на короткий срок, с расчётом погонять и избавиться, не заморачиваясь обслуживанием.

По этим же причинам, дорогие автовладельцы, всегда делайте ксерокопию или скан уже имеющегося оригинала ПТС вашего авто. Пригодится! Если — не дай бог — вы все же потеряете родной ПТС, копия поможет вам при восстановлении документов в ГИБДД и прибавит чуточку доверия будущему покупателю.

Дела продажные

Покупая автомобиль с рук, требуйте у продавца оригинал ПТС, карточку СТС, а также его собственный паспорт. На основании этих документов составляется договор купли-продажи, по которому вы и станете законным владельцем машины.

При покупке или продаже автомобиля в его ПТС вносятся изменения. А именно, данные нового владельца вписываются в свободную графу раздела о собственниках. Это не сложно, просто внимательно переписываете данные паспорта, ФИО, адрес и т.п. Далее прежний и новый владельцы должны расписаться. Все другие данные вносятся в ПТС сотрудниками ГИБДД при регистрации авто.

Наиболее безопасным методом купли-продажи будет воспользоваться услугами специализированных пунктов, где вам не только помогут грамотно оформить договор, заполнить ПТС или иные бланки, но и сразу же «пробьют» машину по базам ГИБДД (кроме них, возможна проверка и через другие, вполне официальные каналы).

Где твой ПТС, Нео?

Страшно сказать, но Россия добралась до виртуальных паспортов транспортных средств. Ну, или почти добралась. Электронные ПТС собирались ввести с 1 июля 2017 года, сейчас модернизацию несколько задерживают — утрясают формальности.

Чем же грозит введение электронного ПТС жителям российской матрицы? Да вроде бы, не грозит, а напротив, привлекает. А именно, вот преимущества:

  • самое очевидное: электронный паспорт невозможно потерять! Данные хранятся на надежных серверах ГИБДД, многократно дублируются. Прощай, коварная бумажка! Хранить ее больше не нужно…
  • теперь количество владельцев в паспорте совершенно неограниченно (удобно для перекупов и юр.лиц, в первую очередь);
  • электронный ПТС сразу же, тут же, в рамках системы, может быть проверен на юридическую чистоту; вся история, вся подноготная автомобиля будет заноситься в общий блок данных;
  • система будет следить, чтобы число владельцев не равнялось нулю, машина всегда будет числиться за определенным владельцем; это важно для налоговой;
  • электронный ПТС легко и просто модифицировать, вносить дополнительные поля и данные, например, о имевших место ДТП;
  • банк, который дал кредит на покупку авто, будет сам распоряжаться этим транспортом. Заемщик теперь лишается физической возможности продать машину «по ПТС». Хорошо не только для банков, но и для будущих покупателей, не так ли?

Конечно, бумажную копию электронного ПТС можно будет распечатать на принтере, запросив из системы. Делаться это будет через ГИБДД, и только собственником авто. Однако юридической силы сама по себе эта бумажка (выписка из электронного ПТС) уже не будет иметь — при совершении имущественных или иных важных действий продавец и покупатель обязаны будут обратиться в базу данных и вносить изменения там (как — вопрос открытый).

Судя по всему, оформлять электронные паспорта и вести единую базу данных будет организация с банальным названием «Электронный паспорт». А вот курировать ее будет государственная корпорация «Ростех». Попахивает нанотехнологиями, а?

Кстати, за обращение к базам данных по паспортам и выписки придется платить денежку. Ну точно, нанотехнологии!

Недаром нововведение временно приостановлено. Слишком много оказалось тонких нюансов при переходе на электронную форму.

Спешим вас успокоить — пока, если у вас в порядке бумажный ПТС, никаких действий предпринимать не нужно. Т.е. какое-то время старые и действительные бумажные ПТС продолжат действовать. Ездите на здоровье. Но помните — матрица уже близко!

КОД: ghj385L825

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *